[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ФОРУМ » Индия, Непал, Шри-Ланка, Бутан, Тибет (страны с живой ведической традицией) » Об Индии (культура, наследие) » Астраханское индийское подворье XVII век
Астраханское индийское подворье XVII век
vedicДата: Суббота, 06.03.2010, 06:41 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 5944
Награды: 12
Репутация: 9
Статус: Offline
http://katia-peshakova.livejournal.com/26235.html#cutid1

История индийского подворья в Астрахани

Индийская улица (ныне улица Володарского) в Астрахани всегда завораживала местных жителей своей способностью погружать их в иной, незнакомый, мир. Наполненный ароматом благовоний, пряностей, сладостей, шелками, золотом, драгоценными камнями… Торговцы-индийцы в национальной одежде, вспыльчивые и гомонящие, их жены-татарки, наряженные в дорогие сари, позвякивающие браслетами, и так похожие на индианок… Были здесь и армяне, и персы, но индийцы, создавшие свой микромир, свою маленькую Вселенную на чужбине, манили сильнее остальных. Пройтись среди рядов с экзотическими фруктами, гирляндами ярких цветов, дорогой утварью, расписанной вручную затейливыми узорами; заглянуть в глаза женщин, преобразившихся после того, как они стали окрашивать их сурьмой; послушать рассказы татарок о шаловливых детях и о непривычных языческих обрядах мужа-индуса, который каждые утро и вечер совершает служение своему заморскому божеству – вот, что тянуло сюда не только купцов, желающих поскорее перепродать в несколько раз дороже диковинный товар, но и простой люд.


подворье в 17 веке

О времени появления индийцев в Астрахани нет единого мнения. В специализированной литературе чаще всего можно встретить дату 1615-1616 гг. Однако, есть мнение, что это событие надо относить к 60-м годам XVI века. Так, или иначе, по прибытию индийцев в Астрахань взамен деревянных, существовавших еще в XVI веке, «В 1625 году персияне, армяне и индийцы построили… гостиные дворы: армянские, персидские и индийские каменные по обряду азиатскому, неподалеку от Спасского монастыря». Эти гостиные дворы находились на территории Белого Города. Российское правительство всячески поощряло приезд восточных купцов в Россию, создавая для них наиболее благоприятные условия. Так, они располагали правом суда по своим законам, свободой вероисповедания и совершения религиозных обрядов. Индийцы платили самый меньший оброк – 12 рублей в год с каждой лавки, были освобождены от других податей и каких-либо повинностей.
Везли товар из Персии, Бухары, Индии. Это был шелк, хлопчатобумажные ткани, меха, медь, кожи, ковры, шерсть, драгоценные камни, фрукты, вина, ладан, золото и серебро. Они торговали не только в Астрахани, но и в других городах России. Покупая товар в Москве, Ярославле, Казани они везли его на Восток. Успеху в торговле во многом способствовала сплоченность индийцев, их врожденная изворотливость и коммерческая жилка. В их руках было сосредоточено более половины торговых точек, которые в совокупи представляли собой единое предприятие. Некоторые занимались ростовщичеством. Однако на 1746 год из 76 индийцев ростовщиков приходилось только двое. 60 индийцев занимались купечеством, 12 были нищими-аскетами. Таким, например, был Лажарам Биндрабанов, сын Нарынов, который «купечества не имеет, а пропитание имеет, яко нищей, от своей братьи индийцев». К общему числу причислим еще приказчика, «кашеваров» и брамина Балибу Мингаралиева.
В свое время астраханский архитектор Дигбий описал индийское торговое подворье: помимо торговых лавок на его территории расположена «важня» (помещение для взвешивания товара), амбары, сараи, кладовые, конюшни, коровники, кухни, столовые, бани и «церковь их, называемы кумирница».
Без сомнения, большая часть приехавших из Индии купцов были индусами. Об этом говорит не только свидетельство знаменитого историка Яна Потоцкого, бывшего в Астрахани в 1797 году («Большая часть индийцев, живущих в Астрахани, родом из Мультана. У них есть брамины, кающиеся, вода из Ганга, одним словом, все, что принадлежит к их религии. Я видел, как они вечером молились Вишну. В их божественной службе есть наружное великолепие, сколько позволяют место и обстоятельства. ...Они часто покупают птиц и выпускают их на волю, кормят собак, бегающих по улицам, и вообще оказывают великую привязанность к животным. ...Они почитают себя весьма счастливыми, если у них есть платье темно-зеленое или алое, два цвета, которые они весьма любят. Когда они умирают, тела их предают огню, и пепел отправляют в Индию»), но и архивные документы упоминающие в числе индийцев лишь одного мусульманина - Маммета Абубекова в 1746 году.
Стоит оговориться, что не всем индусам, после того как в 1683 году было разрешено кремирование, удавалось вывезти пепел на родину – в большинстве случаев его предавали земле на восточной окраине Кулаковского бугра. Сегодня этот бугор носит название Паробичев, и является центром города. От его далекого прошлого нет и следа.
Известно, что во время восстания Степана Разина в 1671 – 1672 гг. лавки индийских торговцев были разорены. От смерти их спасли коренные жители – татары. В татарских деревнях индийцы прожили около двух лет, и уже тогда стали появляться смешанные браки. Приезжая в Астрахань холостыми, индийцы брали в жены местных жительниц – татарок. Дети, рожденные в таком союзе, получили название агрыжанских татар. Некоторые индийцы переходили в российское подданство. По данным 1746 года из 53 человек 6 жили в Астрахани более 20 лет, 12 человек – более 10 лет. Другие, такие как Мамед Волаев, Курбан Алиев, принимают христианство. В 1760 году староста индийского подворья Лачирам Гулабриев сообщил в губернскую канцелярию, что 4 индийца живут в татарских юртах своими домами и находятся в российском подданстве.


агрыжанская татарка

Агрыжанская слобода, где жили потомки индийцев и астраханок - агрыжанские татары – образовалась в конце 17 века. Одни из них имели купечество, тогда как другие «кормились работою». Несколько агрыжанских семей проживало на бухарском дворе. К середине XIX века агрыжанские татары слились с гилянскими и бухарскими татарами (потомками армян и персов). Теперь они имели «общую веру, язык, нравы и обычаи» . И все они исповедовали ислам. Как особая социальная группа – «татары трех дворов» - они выделялись вплоть до 60-х годов XIX века. Их численность к этому времени составляла 740 человек. Они ассимилировались с юртовскими татарами, и вряд ли теперь можно найти их корни.
Во время пребывания в Астрахани индийцы успешно пополняли государственную казну, не всегда, однако, держась буквы закона. До сих пор в Астраханском государственном архив хранится «Дело по обвинению индийских купцов Диарамова М., Мултанеева А. и других в продаже фальшивых камней Денибекову Р.», которое велось в течение 22 лет (с 4 декабря 1767 года по 25 октября 1789 год), и насчитывающее 450 листов. Нередко дела, дошедшие до суда, в конце концов, решались мирным путем и закрывались. Так, например, было с «Делом о взыскании денег с индийца Лагирамова в пользу армянина Зурабова»: истец и ответчик «… поговоря меж собою полюбовно и не входя более в суд, помирились». Известны дела, в которых в качестве потерпевших выступали индийцы: «Дело о взыскании 1558 рублей по векселю индийским купцом Мултанеевым с наместника калмыцкого Абильева», «Дело о взыскании 50 рублей по по векселю индийцем Т.Ражирамовым с татарина Ш.Исаева», «Челобитная индийского купца Макиталиева о вексельной претензии к астраханскому купцу» и др. В «Деле о незаконном взыскании денег азиато-армянским судом с индийского купца Менградова» описана следующая история: «В прошлом 1760 году в бытность мою в Персии в городе Пашане случился быть индийский купец Парван,» - пишет в своем доношении армянин Михайлов. Купец этот просил Михайлова занять 400 рублей на закупку товара, за что обещал «по купечному обыкновению без оплаты не оставить». Михайлов деньги нашел, Парвану отдал, а тот, получив их и потратив на товар, вскоре забыл о договоре. Умирая, Парван завещал свое имущество индийскому купцу Кишнадасу Менградову. Михайлов стал требовать уплаты долга с Кишнадаса, довел дело до суда. Но суд определил взыскание Михайлова незаконным.
К середине XVIII века в индийском подворье насчитывалось 78 лавок, а купцы, главным образом, торговали товарами, купленными в Казани и на Макарьевской ярмарке в Москве.
Активная торговля иностранных купцов ущемляла интересы торговых людей России. Недовольные таким положением вещей русские купцы посылали в губернскую канцелярию жалобы с тем, что иностранцы «причиняют им в торгу помешательство и немалую обиду». И добились-таки к середине XVIII века ограничений для иностранцев: по приказу от 1754 года восточные купцы в случае продажи товара за пределами Астрахани должны были заплатить сверх подати еще 10% пошлины. Им запрещалось покупать товары где-либо в России, кроме как в Астрахани.
Свою роль в снижении торговой активности индийских купцов сыграла и политическая обстановка в Персии, где ко второй половине XVIII века развернулась междоусобная борьба. Экономика страны была подорвана и торговые связи с другими государствами ослаблены. Это привело к резкому снижению торговых оборотов внешней торговли, шедшей через Астрахань, что, в свою очередь, и сказалось на материальном благополучии индийских купцов. В челобитной 1750 года они сообщали, что в результате прекращения торговли с Персией и Индией, а так же запрещением им заниматься внутренней торговлей в России, они «пришли в крайнюю нищету, долг и убожество». Они добивались отмены этого запрета, но ответа на челобитную не последовало. Однако, есть предположение, что не получив официального разрешения на внутреннюю торговлю, индийские купцы, все же, попытались ее восстановить.
Однако к концу XVIII века оборот индийской торговли составил только теть того, что приходилось на прошлые годы. К первым десятилетиям XIX века в исторических источниках об индийских купцах как о конкурирующей единице не упоминается, хотя община ее существует, но теперь многие индийцы занимаются ростовщичеством.
В 1803 году правительство передает индийцам торговый дом при условии, что те построят новый. Двухэтажный каменный двор был возведен на средства Сабра Могундасова, богатого купца, перешедшего в российское подданство, и некоторые из его помещений сдавали в наем. Этот гостиный двор до сих пор стоит в Астрахани на улице Володарского. Сегодняшнее бывшее индийское торговое подворье представляет собой жилой дом с многочисленными пристройками, полностью деформировавшими первоначальный облик здания. Внутренние веранды с арочными окнами, выходящими во двор, как было принято на Востоке, сейчас выглядят иначе: балконное пространство исчезло, а сам арочный проем превратился в застекленное окно. Нижние помещения, которые, очевидно, служили складами, замурованы и превращены в квартиры. Двор из-за новых построек сейчас намного меньше, чем раньше. Но, как и в прежние времена, он соседствует с армянским торговым подворьем.
Индийских купцов становился все меньше и меньше, а после установления в Индии Британского господства, они престали приезжать в Астрахань. В индийской общине становилось все больше нищенствующих, а к 40-м годам XX века не осталось даже их.

Текст Катя Пешакова, Олеся Гашкова


индийское подворье сегодня











Лечение в клиниках Индии, консультации с аюрведическим доктором онлайн, ведический гороскоп от джйотиш-пандита, ведические ритуалы для коррекции гороскопа

vedic.su@gmail.com skype: nickolay1008
 
ФОРУМ » Индия, Непал, Шри-Ланка, Бутан, Тибет (страны с живой ведической традицией) » Об Индии (культура, наследие) » Астраханское индийское подворье XVII век
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: