Главная » 2019 » Сентябрь » 4 » Пратьяхара
Пратьяхара

Вопрос от слушательницы школы йоги LaliSundari 108 (@lalisundari108).

Вопрос: Пратьяхара считается «принятием»? Или это чистое сосредоточение ума в асане, неподвижность? Она (пратьяхара) же очищает?

Мой ответ: Да, пратьяхара считается принятием. Это модное сегодня слово «принятие» означает спокойствие ума, не противопоставление себя внешним обстоятельствам, а единение с ними. Принять, значит обрести гармонию, соединиться. Западная цивилизация — цивилизация «непринятия», цивилизация борьбы: победить природу, подчинить её. Она же (западная цивилизация) впервые начала наивные рассуждения об уничтожении природы. Ну-ну. Мой учитель говорил: один пинок майи (природы) и от современной цивилизации не останется и следа.
Восточная мысль, йогическая мысль — это единение с природой, обретение с ней гармонического взаимодействия. Не борьба, но симфония.

Так вот, пратьяхара — это начальная ступень очищения. Да, она очищает. Как? Через контроль чувств. Наши чувства лживы. Зрение человека настроено лишь на очень узкий диапазон спектра электромагнитных излучений. Мы не видим того, что видят, например, насекомые или кошки. Мы не можем обонять так, как собаки. Мы не можем ощутить тонкий вкус, как это дано коровам и другим жвачным животным и т. д. Нам кажется, что мы живем в мире, где есть только то, что мы ощущаем. Но это не так. Мы очень ограничены нашими чувствами. Мир другой, он по сути своей духовен и вечен. Но мы видим только его ограниченные проявления.

Пратьяхара позволяет понять это, выйти из матрицы.
Теперь самый главный вопрос: как это сделать? Сидеть в асане и думать о том, что сейчас «щупальце» моего обоняния будет втянуто внутрь? Или, может быть, уставиться на одну точку? Или на две по сторонам? Или зажечь «вонючку» - агарбатти и так отвлечь свои чувства?

Лучшим средством для контроля чувств, пратьяхары, непривязанности, принятия является карма-йога. То есть деятельность. Но не простая суетливая возня. А деятельность в соответствии со своей дхармой, предназначением. Вы начинаете действовать, выполняя свой долг, и забываете о проблемах с чувствами. Они автоматически подчиняются, точнее, задействуются в нужном русле. И всё лишнее, все загрязнения отпадают, как шелуха. Да, не сразу, да, через усилия. Но отпадает же! Йога по своей сути — это напряжение воли, аскеза, ягья (жертвенность). И в этом сила. Падать всегда легче, чем подниматься.

Второй инструмент пратьяхары — гьяна-йога. Получение знания. Вы начинаете разбираться, что истинно, а что ложно; что временно, а что вечно и неизменно. Вы начинаете действовать НЕПРИВЯЗАННО. То есть с пониманием, что плоды ваших усилий вовсе вам не принадлежат. Важны лишь сами усилия. Гьяна-йога есть продолжение карма-йоги.

Дхарма и непривязанность — вот инструменты пратьяхары. Нет, вы, конечно, можете и в асане посидеть, зажечь благовония, включить медитативную музыку, поместить перед собой листок с черной точкой. Но лучше делать это не в многоэтажном доме, пронизанном энергией беспокойства и суеты. А где-нибудь в пещере в Гималаях. Далеко до пещеры? Тогда пока (временно, конечно) настоятельно рекомендую разобраться со своей дхармой (карма-йога) и побольше читать книг по йогической философии, говорящей об атмане и не атмане, о Брахмане и Майе.

Обсудить на йогическом форуме

Категория: Аюрведа | Просмотров: 1008 | Добавил: vedic | Теги: лалисундари, отречение, непривязанность, школа йоги, йога, пратьяхара, карма. гьяна
Всего комментариев: 0
avatar