Главная » Статьи » Аюрведа » Теоретические основы аюрведы

Индивидуальная природа, аюрведическая конституция, ч.2 шарира-доша, аюрведические элементы вата-питта-капха

Кроме трех гун (тонких качеств природы), каждый из нас имеет индивидуальный набор более грубых качеств или, как часто их называют, "стихий": эфир, воздух, огонь, вода и земля.  Я их называю "аюрведические элементы"

 

 Баланс этих пяти маха-бхут (санскр.) или пяти элементов из которых образуется материя, также как и особенности психического строя человека, определяется генотипически, то есть наследственно. От родителей зависит какими качествами будет обладать тело их ребенка.  Таким образом, ПРАКРИТИ, изначальная природа, есть сочетание пяти маха-бхут и трех гун, которое определяется при зачатии ребенка и остается (набор генов (геном)) неизменной всю жизнь.

 

В свою очередь маха-бхуты формируют доши. Доша буквально переводится с санскрита, как то, что стремиться выйти из равновесия. Это основной строительный компонент нашего тела - аюрведический элемент. Таких элементов три, и аюрведа говорит о трех базовых телесных типах: вата, питта и капха.

 

 Вата - это сочетание стихий Эфира и Воздуха.

 Питта - Огоня и Воды.

 Капха - Воды и Земли.

 

 По другому еще говорится так: Вата - это воздух, помещенный в объем, пространство (эфир). Питта - это огонь, помещенный в воду. Капха - это вода, помещенная в землю.

 

 Аналогичная классификация есть в тибетской медицине. Вату там называют "Ветром", Питту - "Огнем" и Капху - "Слизью".

 

 Люди у которых телесный тип был бы представлен лишь одной дошей встречаются редко. Да и то, говорить о наличии конституции, состоящей лишь из одной доши, можно только условно, когда она просто намного более выражена, чем две другие. Гораздо чаще можно увидеть людей с двойной конституцией: Вата-Питта, Питта-Капха, Капха-Вата, Вата-Капха, Питта-Вата, Капха-Питта. Не редкость , особенно в нашем климате, люди с Три-доша конституцией, т.е. те у которых все три доши находятся в почти равных количествах.

 

 Каждая доша имеет набор главных (есть еще множество второстепенных) качеств, которые определяют её особенность. Например, Вата доша холодная, легкая, жесткая (сухая), подвижная; Питта - горячая, легкая, мягкая (влажная), подвижная; Капха - холодная, тяжелая, мягкая (влажная), инертная. Уникальное свойство Вата доша - сухость; питта - тепло; капха - тяжесть.

 

 Итак, человек рождается с уже определенным его индивидуальным генотипом набором качеств. И если говорить о неких идеальных условиях, когда внешняя среда оказывает на него минимальное действие, то можно предположить, что его фенотип - внешний облик в моменте, будет таким, каким и должен быть, исходя из среднестатистической возможности проявления заложенных генами качеств. Например, генетически определено, что средний рост у взрослого мужчины или женщины должен быть 168 см. При нормальном развитии так оно и будет. Но если человек будет испытывать недостаток питательных веществ или микроэлементов в период роста, то рост может составить 165см или даже 163 см, но никогда он не будет 155 см или 145 см. То есть слишком большого отклонения от программы, заложенной родителями быть не должно (за исключением случаев тяжелых травм или других внешних и внутренних (например, гормональных сбоев) воздействий, особенно, в период вынашивания и неонатальный период).

 

Фенотипическая (обусловленная внешними факторами) изменчивость не может выйти за рамки наследственности. Наоборот, если у такого человека будет в детстве и отрочестве здоровая диета, он будет целенаправленно воздействовать на зоны роста костей, скажем, занимаясь прыжковыми видами спорта, плаванием и т.п. Вполне может быть, что он вырастет до 170 или даже до 175 см. Но никогда до 180 или 185 см.

 

Когда мы говорим об изменчивой природе, будь это рост или цвет, состояние кожи, вес или густота волос, качество и продолжительность сна, особенности пищеварения и эмоциональном состоянии - все это касается второго аспекта нашей личной природы - Викрити. Викрити изменяется постоянно. Сегодня у нас может увеличиться Капха, а завтра Вата-доша. Этот процесс изменений протекает постоянно. Поэтому говорить о Викрити (приобретенной природе) мы можем только в моменте.

ч.1 Три-гуна, манаса-доша, саттва-раджас-тамас

ч.3 Взаимодействие гуна и доша, ума и тела
 

Определить Викрити - изменчивую природу

Определить Пракрити - врожденную, неизменную природу


(с) vedic.su

Категория: Теоретические основы аюрведы | Добавил: vedic (20.01.2010)
Просмотров: 6589 | Теги: фенотип, изначальная приорода, генотип, аюрведа, аюрведическая конституция, пракрити, викрити, доша | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
avatar